- Регистрация
- 12 Июн 2019
- Сообщения
- 1.854
- Репутация
- 527
- Реакции
- 1.064
Человек создан для счастья, как птица для полета? Некропсихотерапевт Жюли Реше утверждает: именно эта моральная установка и делает нас несчастными.
Не так давно западный мир одолела эпидемия безосновательной уверенности, что человек создан для счастья. С тех пор мы не только руководствуемся целью стать счастливыми в нашей индивидуальной жизни, но и измеряем счастьем качество отношений с другими. Считается, что романтические, семейные, дружеские связи работают, если людям удается осчастливить друг друга. Казалось бы, что не так с желанием быть счастливым и сделать счастливыми других? Ключевая проблема в том, что, когда мы перестаем сомневаться в чем-то и возносим его до абсолютного добра, оно превращается в репрессивную моральную догму.
Философ Аленка Зупанчич утверждает, что репрессивная идеология счастья определяет нашу сегодняшнюю реальность. Требование быть счастливым и сохранять позитивный настрой — это нынешняя моральная идеология, которую Зупанчич называет биоморалью нашего времени.
Интуиция Зупанчич подтверждается результатами исследований. Согласно одному из них, переоценка счастья — ключевой фактор риска развития клинической депрессии и снижения уровня эмоционального благополучия. Стремление к счастью дает прямо противоположный результат: переоценивая его важность, мы становимся чересчур внимательными к симптомам стресса и увлекаемся бесплодным самобичеванием.
Исследователи провели эксперимент: двум группам людей они предлагали решить ряд заданий, но в разных условиях. Участников из первой группы разместили в «счастливой комнате», то есть в среде, которая акцентировала ценность счастья: здесь были мотивационные плакаты, популярные книги о счастье и записки с вдохновляющими фразами. Кроме того, экспериментатор демонстрировал важность ощущения счастья, ведя себя бодро и позитивно. Он приветствовал участников в «счастливой комнате» такими словами:
Идеализация счастья не всегда работает, и это еще более ярко проявилось в трагическом примере Южной Кореи.
Сеульский мост Мапо известен как Мост смерти. Из 23 мостов в Южной Корее он привлекает больше всего самоубийц: с 2007 по 2012 год с Мапо в реку Хан прыгнули более 100 человек.
Чтобы сократить количество суицидов на мосту, в 2012 году власти развернули широкую кампанию, проект поддержали страховая компания Samsung Life Insurance и рекламное агентство Cheil Worldwide. По их задумке, программа предотвращения самоубийств должна была превратить Мапо в «мост жизни», который стимулировал бы позитивный настрой, подчеркивал ценность жизни и надежды. Этот мост должен был стать терапевтическим местом.
На перилах установили светящиеся интерактивные панели с вдохновляющими лозунгами: «Самые яркие моменты впереди», «Завтра обязательно взойдет солнце», «Нет причин для беспокойства». Фразы были тщательно подобраны психиатрами, психологами и другими специалистами по предотвращению самоубийств. На мосту также разместили изображения детей, улыбающихся бабушек и дедушек и молодых влюбленных. Программа получила множество наград, в том числе «Титанового льва» на международном фестивале творчества «Каннские львы».
По иронии судьбы, старания рекламщиков лишь пропиарили мост Мапо как популярное место для суицида.
Не так давно западный мир одолела эпидемия безосновательной уверенности, что человек создан для счастья. С тех пор мы не только руководствуемся целью стать счастливыми в нашей индивидуальной жизни, но и измеряем счастьем качество отношений с другими. Считается, что романтические, семейные, дружеские связи работают, если людям удается осчастливить друг друга. Казалось бы, что не так с желанием быть счастливым и сделать счастливыми других? Ключевая проблема в том, что, когда мы перестаем сомневаться в чем-то и возносим его до абсолютного добра, оно превращается в репрессивную моральную догму.
Философ Аленка Зупанчич утверждает, что репрессивная идеология счастья определяет нашу сегодняшнюю реальность. Требование быть счастливым и сохранять позитивный настрой — это нынешняя моральная идеология, которую Зупанчич называет биоморалью нашего времени.
«В современном идеологическом климате навязывается необходимость воспринимать всё происходящие с нами ужасные события как нечто в конечном итоге позитивное, скажем, как ценный опыт, который принесет плоды в нашей будущей жизни. Негативность, недостаток, неудовлетворенность, несчастье всё больше и больше воспринимаются как моральные недостатки или, еще хуже, как искажение на уровне самого нашего существа или голой жизни… Кто осмелится поднять свой голос и сказать, что на самом деле она несчастлива и что ей не удается — или, что еще хуже, она не хочет — превратить все разочарования ее жизни в позитивный опыт, который будет инвестирован в будущее?»
Современная биомораль продвигает аксиому: тот, кто счастлив, — образец для подражания и хороший человек; тот, кто плохо себя чувствует, — плохой человек.
По словам словенского философа, моральный императив счастья и одновременно невозможность ему соответствовать превращают нас в наш собственный ГУЛАГ. Мы не просто несчастны — мы многократно усиливаем наше несчастье, укоряя себя за аморальность, ведь мы не соответствуем основному моральному требованию современности.Интуиция Зупанчич подтверждается результатами исследований. Согласно одному из них, переоценка счастья — ключевой фактор риска развития клинической депрессии и снижения уровня эмоционального благополучия. Стремление к счастью дает прямо противоположный результат: переоценивая его важность, мы становимся чересчур внимательными к симптомам стресса и увлекаемся бесплодным самобичеванием.
Исследователи провели эксперимент: двум группам людей они предлагали решить ряд заданий, но в разных условиях. Участников из первой группы разместили в «счастливой комнате», то есть в среде, которая акцентировала ценность счастья: здесь были мотивационные плакаты, популярные книги о счастье и записки с вдохновляющими фразами. Кроме того, экспериментатор демонстрировал важность ощущения счастья, ведя себя бодро и позитивно. Он приветствовал участников в «счастливой комнате» такими словами:
Вторая группа работала в нейтральной среде. Задания у всех изначально были невыполнимыми, но участники об этом не знали.«Извините, компьютер не работает в комнате, в которой я проводил тестирование. Нам придется использовать эту. Не обращайте внимания на мои вещи, я учился в этой комнате. Вы читали какую-нибудь из этих книг раньше? Моя мама подарила их мне, чтобы они помогли мне в этом году, и они мне очень помогли! Я просто думаю, что оставаться позитивным очень важно, понимаете? Быть перегруженным стрессом или грустью — такая трата времени. Эти книги показали мне, как не позволить негативу одолеть меня и оставаться счастливым».
Эксперимент показал, что участники, которые пытались решить невыполнимые задания в «счастливой комнате», в три раза больше зацикливались на своей неудаче.
Они были намного более несчастными по сравнению с теми, кто тоже потерпел фиаско, но занимался в «нейтральной комнате».Идеализация счастья не всегда работает, и это еще более ярко проявилось в трагическом примере Южной Кореи.
Сеульский мост Мапо известен как Мост смерти. Из 23 мостов в Южной Корее он привлекает больше всего самоубийц: с 2007 по 2012 год с Мапо в реку Хан прыгнули более 100 человек.
Чтобы сократить количество суицидов на мосту, в 2012 году власти развернули широкую кампанию, проект поддержали страховая компания Samsung Life Insurance и рекламное агентство Cheil Worldwide. По их задумке, программа предотвращения самоубийств должна была превратить Мапо в «мост жизни», который стимулировал бы позитивный настрой, подчеркивал ценность жизни и надежды. Этот мост должен был стать терапевтическим местом.
На перилах установили светящиеся интерактивные панели с вдохновляющими лозунгами: «Самые яркие моменты впереди», «Завтра обязательно взойдет солнце», «Нет причин для беспокойства». Фразы были тщательно подобраны психиатрами, психологами и другими специалистами по предотвращению самоубийств. На мосту также разместили изображения детей, улыбающихся бабушек и дедушек и молодых влюбленных. Программа получила множество наград, в том числе «Титанового льва» на международном фестивале творчества «Каннские львы».
По иронии судьбы, старания рекламщиков лишь пропиарили мост Мапо как популярное место для суицида.