Интересно Типология личности в психологии

daddydwarf

Support
Seller
Мес†ный
Регистрация
12 Июн 2019
Сообщения
1.862
Репутация
527
Реакции
1.069
9460a66e9bd834a907c62.jpg

Каждый человек уникален. И дело не только во внешности. Он рождается, воспитывается, растет в условиях, которые вряд ли получится со стопроцентной точностью повторить. И тем не менее в своей жизни он наверняка не раз столкнется с людьми, в которых узнает себя самого. Например, кто-то будет также остро реагировать на критику и сомневаться в своих способностях. Или будет с такой же легкостью находить компромиссы и действовать решительно в критических ситуациях. Проследить подобные сходства и различия, а также иметь представление о модели поведения, образе мыслей людей, с которыми приходится пересекаться, позволяет знание типологий личности.

Основные понятия: личность, тип личности, типология личности​



Прежде чем приступить к рассмотрению наиболее известных типологий личности, разберемся с основными понятиями.

Говоря о личности, мы подразумеваем человека, у которого есть определенный, свойственный только ему набор качеств — привычек, черт характера, стереотипов мышления и поведения и т. д. С рождения человек живет в социуме и неизбежно испытывает влияние со стороны других людей, каких-то общепринятых правил, норм, традиций. Под воздействием окружающей среды — семьи, общества, обстоятельств — и формируется личность. Считается, что основной (базовый) этап становления завершается к 18 годам. Но и дальше личность продолжает трансформироваться — адаптироваться к меняющимся условиям, расти и развиваться, самосовершенствоваться и т. д.

Хотя все мы разные, при ближайшем рассмотрении можно обнаружить немало общего — схожие черты характера, сценарии поведения, предпочтения. Это объясняется тем, что в формировании личности можно проследить определенные закономерности. Так выделяются типы личности — отдельные группы людей, которым свойственны особая психическая организация, нюансы восприятия, система ценностей и т. п.

Эти группы разграничивают не хаотично, а в соответствии с конкретными критериями. Так выстраивается целая система — типология. Знание ее базовых принципов позволяет лучше понимать, как человек думает, какими качествами обладает, и дает возможность прогнозировать, как он себя поведет в той или иной ситуации.

Четыре типа темперамента по Гиппократу​



Знакомые всем типы темперамента — холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический — первым выделил Гиппократ. Его классификация основывалась на том, что в каждом человеке содержится несколько видов жидкости — кровь, лимфа (или слизь), желтая и черная желчь. Каждой из этих субстанций свойственны определенные качества. И в зависимости от того, какая из жидкостей преобладает, у человека в большей степени проявляются определенные личностные качества, особенности поведения:

  • лимфа уравновешивает;
  • желтая желчь делает человека импульсивным;
  • кровь заряжает энергией;
  • черная желчь навевает грусть-тоску, настраивает на меланхоличный лад.
Учитывая эти моменты, легендарный врач предложил различать четыре типа темперамента:

  • Сангвинический темперамент характеризуется преобладанием крови и соответствует жизнерадостной и энергичной натуре. Люди этого типа обычно веселые, общительные и оптимистично настроенные. Сангвиники легко переключаются с одного занятия на другое, отличаются адаптивностью, уравновешенностью. Это типичные представители экстравертов, которые любят яркие эмоции.
  • Холерический темперамент связан с преобладанием желчи и проявляется в уверенности, решительности и силе воле. Таким людям свойственны высокая работоспособность, целеустремленность, высокий уровень мотивации. Холерики импульсивны и непредсказуемы, им бывает сложно держать себя в руках,
  • Флегматический темперамент определяется преобладанием слизи, что выражается в уравновешенности, спокойствии, умеренности. Таких людей сложно вывести из себя, они стабильны и рассудительны, неэмоциональны. Флегматикам нелегко дается адаптация к чему-то или кому-то новому. Это интроверты, живущие «внутри себя».
  • Меланхолический темперамент связан с преобладанием черной желчи и проявляется в повышенной чувствительности и склонности к меланхолии. Такие люди быстро утомляются, тяжело привыкают к новой обстановке, не уверены в себе. Движения меланхоликов, как правило, медленные, голос тихий, а мимика маловыразительная. В большинстве случаев это интроверты.
Правда, стоит отметить, что в чистом виде темпераменты практически не встречаются. В каждом человеке можно найти черты всех четырех темпераментов. Причем один из них, как правило, преобладает.

Типология личности Юнга​



Основой для типологии, предложенной швейцарским психологом, психиатром Карлом Юнгом, стали его наблюдения за людьми. Для одних приоритетное значение имеет то, что их окружает — внешний мир, взаимодействие с другими людьми. Другие же сосредоточены на том, что происходит в их внутреннем мире, все внешнее второстепенно (в том числе, и окружающие их люди). Учитывая эти моменты, Юнг предложил разграничивать два типа личностей:

  • Экстраверты — люди, ориентированные на внешний мир. Они полны энергии, открыты всему новому, не представляют жизни без общения.
  • Интроверты — те, кто фокусируется на внутренних процессах. Им сложно быть в центре внимания, гораздо комфортнее находиться наедине с собой.
Помимо экстраверсии и интроверсии в своей типологии Карл Юнг учитывал и такие психологические функции, как интуиция, мышление, ощущение и чувство. Их он так же поделил на две противоположные группы — рациональные (они находятся в сфере разума — чувства или эмоции и мышление) и иррациональные (неподконтрольные разуму интуиция и сенсорика или ощущение). В каждой из пар есть доминирующая функция, которая подавляет своего антагониста (например, мышление нейтрализует чувство, а интуиция — ощущение).

В результате получилась следующая классификация:

8abec379b5b5091d89655.png

Изучением различных типов личности Юнг занимался около 20 лет. Своими наблюдениями и результатами исследований он поделился в книге «Психологические типы». А предложенная им концепция нашла развитие в работах многих других ученых, в частности — в типологии Майерс-Бриггс, созданной Изабель Бриггс Майерс и Кэтрин Бриггс.

Типология личности DISC​



В основе классификации типов личности DISC — разные модели поведения людей в определенных обстоятельствах. В расчет не берутся умственные способности, образование, житейский опыт, потребности и ценности человека. Важно, какой стиль поведения выбирает для себя персона — господство (dominance — D), влияние (influence — I), устойчивость (или стабильность, steadiness — S), соответствие требованиям (compliance — C).

Автор этой типологии — американский психолог и изобретатель комиксов Уильям

Марстон. Он придерживался точки зрения, что поведение человека во многом определяется тем, как он воспринимает окружающую действительность (позитивно или негативно) и насколько быстро реагирует на ситуации, с которыми сталкивается.

b22399be18e01aaaea982.png

В чистом виде какой-то один тип личности вряд ли возможен. Чаще всего в одном человеке сочетаются сразу все четыре типа. Классификация DISC часто применяется для оценки потенциальных кандидатов при подборе персонала.

Пять типов социального характера Эриха Фромма​



Человек живет не в вакууме. Окружающая его действительность — социально-экономические условия, исторические события, культура — неизбежно влияет на него: воспитывает, формирует его личность, образ мышления, привычки, модели поведения и т. д.

Идея о том, что социальные факторы (бытие) определяют сознание человека, стала основополагающей для типологии, предложенной немецким психологом, философом, социологом Эрихом Фроммом. Он выделяет 5 типов социального характера:

  • Первый — рецептивный. Это пассивные потребители, которые не склонны к самостоятельности. Они могут быть излишне доверчивыми, наивными, сентиментальными, что делает их легкой добычей манипуляторов (как других людей, так и социума в целом). Рецептивный тип готов принимать «дары», но не давать что-то в ответ (быть любимым, а не любить).
  • Второй — эксплуатирующий. Люди такого типа недоверчивы, завистливы, враждебно настроены, стремятся использовать других для достижения своих собственных целей. Свои собственные возможности и способности они не видят, недооценивают. Чтобы добиться успеха, они готовы на обман, присвоение чужих идей. Могут быть агрессивными, настойчивыми.
  • Третий — накопительский (или стяжательский). Их отличительная черта — бесконечное стремление к обогащению. Окружающий мир небезопасен, а его ресурсы конечны. Единственная надежная защита — собственные накопления. Такие люди живут прошлым, боятся всего нового.
  • Четвертый тип — рыночный. Власть, полезные связи, престиж, все самое модное — это то, что интересует представителей рыночного типа. Для них важны коммерческая выгода и финансовые успехи. Их внимание фокусируется на внешних проявлениях, в то время как внутренние переживания и межличностные отношения никакой ценности не представляют.
  • Пятый — продуктивный. Этот тип Фромм считал идеалом, к которому предлагал стремиться. Продуктивная ориентация личности — это внутренняя потребность творить и обмениваться с окружающими ресурсами. Такой человек никому ничего не навязывает, не пытается доминировать, уважает индивидуальность, уникальность. Он внимателен к тому, что его окружает, открыт новому опыту и готов делать мир лучше.

Шесть типов личности Эдуарда Шпрангера​



Типология другого немецкого философа и психолога Эдуарда Шпрангера основана на том, как человек воспринимает реальность, что его мотивирует на действия и поступки, какие ценности у него в приоритете. От этого в итоге зависит, как он познает окружающий мир и как понимает жизнь.

В своей книге «Жизненные формы» Шпрангер выделяет шесть типов личности:

  • Теоретический. Для представителей этого типа главная цель в жизни — это познание. Причем важен сам процесс — разгадать все тайны Вселенной, докопаться до сути, дать мозгу информацию для размышления.
  • Религиозный. Такой человек верит в существование высшей духовной силы. Он увлечен поиском смысла жизни.
  • Экономический. Для него важны лишь те знания, которым можно найти практическое применение — например, для достижения целей. Он не растрачивается по мелочам, экономит ресурсы, стремится из всего извлекать пользу.
  • Социальный. Люди с этим типом личности ориентируются на социальные контакты и взаимодействие. Они стремятся к установлению гармоничных отношений и сближению с другими людьми. Главный принцип их жизни — любовь.
  • Эстетический. Главным инструментом в познании окружающей действительности для людей эстетического типа личности является чувственное восприятие. Они во всем опираются на собственные впечатления — от увиденного, услышанного.
  • Политический. Таким типом личности движет стремление к власти, желание доминировать, влиять на мотивы и поведение окружающих. Ограничения для него не имеют значения. Реализовывать амбициозные проекты помогает фантазия.


Практическая ценность типологий личности: зачем вам это надо?​



Итак, учеными создано множество разных классификаций типов личности. Штудировать все подряд необязательно. Однако разобраться в ключевых моментах однозначно стоит.

Зачем нам это надо? Знание психотипов и их особенностей помогает:

  • лучше понимать себя самого, видеть свои достоинства и недостатки, управлять ими — превращать свои минусы в плюсы;
  • справляться со стереотипами мышления, поведения;
  • открывать в себе новые грани и использовать все возможности во благо;
  • предотвращать спорные ситуации и без потерь разрешать конфликты;
  • подбирать ключи к самым разным людям и находить компромиссные решения;
  • добиваться максимального эффекта и максимальной продуктивности от сотрудничества с определенными типами личности;
  • строить гармоничные отношения и т. д.
Типологии личности — ценный инструмент не только для психологов, но и для руководителей, специалистов кадровой службы. Знание психотипов и умение предсказать, как поведут себя люди в тех или иных ситуациях, помогает создать сплоченный коллектив единомышленников, дружную команду, которая приведет компанию к успеху. Ориентируясь в типологиях личности, профориентологи смогут оказывать более эффективную консультативную поддержку своим клиентам. Например, энергичному холерику порекомендуют посвятить себя тренерской работе, а дотошному меланхолику предложат подумать о фрилансе — ведь это даст возможность трудиться в спокойной комфортной обстановке, сосредоточиться на деле, а не страдать от присутствия коллег и шумного обсуждения рабочих вопросов.
 
Назад
Сверху Снизу