- Регистрация
- 12 Июн 2019
- Сообщения
- 1.862
- Репутация
- 527
- Реакции
- 1.069
Что такое аудионаркотики и могут ли они оказывать какое-либо воздействие на психику? Какое отношение эти странные записи имеют к нейростимуляции и почему их по сей день изучают? Настраиваемся на волну научного подхода и вместе разбираемся в этом явлении.
В мире психоактивных веществ существует немало странностей, порой граничащих с абсурдом. К ним можно отнести знаменитую легенду о бананадине (вымышленное вещество, якобы содержащееся в банановой кожуре) и, например, аудионаркотики. Но если метод получения бананадина, описанный в Поваренной книге, изначально строился на некоей сатире и протестных настроениях 60-70х годов в США да и в целом являлся шуткой, то с цифровыми наркотиками дело обстоит несколько иначе.
«Скачай дозу героина или MJ! Легально!», — подобными сообщениями под конец нулевых годов полнился интернет, включая и отечественное пространство. Первопроходцами этого направления принято считать компанию «I-Doser», предлагавшую изменить своё сознание посредством фирменных аудиофайлов (.drg) и успешно существующую поныне. Её продукция — специальные записи (многие платные), предназначенные для разных целей и программы для их воспроизведения.
Пользователям обещалось многое: получить близкий к различным веществам эффект (от эйфории до седации), улучшить мозговую активность (пресловутый «биохакинг») или даже усилить действие настоящих ПАВ. Популярными запросами являлись записи для расслабления, улучшения сна, получения оргазма и, разумеется, имитации наркотических веществ. Но могут ли с виду безобидные, но странные для слуха многих людей записи изменить сознание и оказать какие-либо эффекты? Едва ли.
Под термином «аудионаркотики/цифровые наркотики» понимают записи бинауральных ритмов (лат. bi — два; auris — ухо) — это феномен слуховых иллюзий, возникающий при подаче двух звуков в каждое ухо по отдельности, с несколько разной частотой. Вкупе такое сочетание обуславливает фазовую синхронизацию: потенциал действия распространяется по волокнам слухового нерва, в свою очередь видоизменяя два звуковых явления — временную тонкую и огибающую структуру (TFS и ENV).
Поскольку нервные пути пересекаются, а потенциалы действия взаимодействуют между собой, равно как и обмениваются информацией TFS/ENV, создаётся впечатление единого ритма, несмотря на изначальное несоответствие тонов. То есть два разных тона сливаются в один — бинауральный. Сам эффект, по-видимому, «рождается» в одном из кохлеарных ядер (MSO) в варолиевом мосту. Как и любая другая иллюзия, эта — целиком обусловлена работой мозга. Считается, что эти ритмы могут модулировать активность коры головного мозга и влиять на когнитивные функции.
Эффект бинауральных ритмов открыт в 1839 году немецким учёным, и с тех пор множество исследователей пытались применить его для нейростимуляции и не только (успехи незначительны). Тогда причём здесь ПАВ? Фактически аудионаркотики — попросту маркетинговое явление, в основе которого лежит ещё недоказанный и неизученный до конца феномен. Да, научный базис у него имеется и постоянно пополняется, но обозначение записей различными веществами, разумеется, является просто рекламой.
Бинауральные ритмы можно обнаружить в модном и, зачастую, псевдонаучном направлении — «биохакинг», где существуют многочасовые записи для обучения, релаксации или поддержания иной активности. До сих пор ни одно научное исследование не сумело доказать положительное влияние этих ритмов на настроение или когнитивные процессы, кроме ряда изменений мозговой активности без установленной клинической значимости.
За позитивными отзывами кроется банальное предожидание и вариация эффекта плацебо. Более того, появляются обратные свидетельства — воздействие бинауральных ритмов способно ухудшить когнитивные функции. Подобные записи работают по принципу: «есть вера – будет эффект», но если в случае расслабления или концентрации это может не так значимо ощущаться, то трансцендентальные переживания после них наподобие ПАВ — не более чем миф.
В мире психоактивных веществ существует немало странностей, порой граничащих с абсурдом. К ним можно отнести знаменитую легенду о бананадине (вымышленное вещество, якобы содержащееся в банановой кожуре) и, например, аудионаркотики. Но если метод получения бананадина, описанный в Поваренной книге, изначально строился на некоей сатире и протестных настроениях 60-70х годов в США да и в целом являлся шуткой, то с цифровыми наркотиками дело обстоит несколько иначе.
«Скачай дозу героина или MJ! Легально!», — подобными сообщениями под конец нулевых годов полнился интернет, включая и отечественное пространство. Первопроходцами этого направления принято считать компанию «I-Doser», предлагавшую изменить своё сознание посредством фирменных аудиофайлов (.drg) и успешно существующую поныне. Её продукция — специальные записи (многие платные), предназначенные для разных целей и программы для их воспроизведения.
Пользователям обещалось многое: получить близкий к различным веществам эффект (от эйфории до седации), улучшить мозговую активность (пресловутый «биохакинг») или даже усилить действие настоящих ПАВ. Популярными запросами являлись записи для расслабления, улучшения сна, получения оргазма и, разумеется, имитации наркотических веществ. Но могут ли с виду безобидные, но странные для слуха многих людей записи изменить сознание и оказать какие-либо эффекты? Едва ли.
Под термином «аудионаркотики/цифровые наркотики» понимают записи бинауральных ритмов (лат. bi — два; auris — ухо) — это феномен слуховых иллюзий, возникающий при подаче двух звуков в каждое ухо по отдельности, с несколько разной частотой. Вкупе такое сочетание обуславливает фазовую синхронизацию: потенциал действия распространяется по волокнам слухового нерва, в свою очередь видоизменяя два звуковых явления — временную тонкую и огибающую структуру (TFS и ENV).
Поскольку нервные пути пересекаются, а потенциалы действия взаимодействуют между собой, равно как и обмениваются информацией TFS/ENV, создаётся впечатление единого ритма, несмотря на изначальное несоответствие тонов. То есть два разных тона сливаются в один — бинауральный. Сам эффект, по-видимому, «рождается» в одном из кохлеарных ядер (MSO) в варолиевом мосту. Как и любая другая иллюзия, эта — целиком обусловлена работой мозга. Считается, что эти ритмы могут модулировать активность коры головного мозга и влиять на когнитивные функции.
Эффект бинауральных ритмов открыт в 1839 году немецким учёным, и с тех пор множество исследователей пытались применить его для нейростимуляции и не только (успехи незначительны). Тогда причём здесь ПАВ? Фактически аудионаркотики — попросту маркетинговое явление, в основе которого лежит ещё недоказанный и неизученный до конца феномен. Да, научный базис у него имеется и постоянно пополняется, но обозначение записей различными веществами, разумеется, является просто рекламой.
Бинауральные ритмы можно обнаружить в модном и, зачастую, псевдонаучном направлении — «биохакинг», где существуют многочасовые записи для обучения, релаксации или поддержания иной активности. До сих пор ни одно научное исследование не сумело доказать положительное влияние этих ритмов на настроение или когнитивные процессы, кроме ряда изменений мозговой активности без установленной клинической значимости.
За позитивными отзывами кроется банальное предожидание и вариация эффекта плацебо. Более того, появляются обратные свидетельства — воздействие бинауральных ритмов способно ухудшить когнитивные функции. Подобные записи работают по принципу: «есть вера – будет эффект», но если в случае расслабления или концентрации это может не так значимо ощущаться, то трансцендентальные переживания после них наподобие ПАВ — не более чем миф.