- Регистрация
- 17 Окт 2015
- Сообщения
- 11.607
- Репутация
- 4.228
- Реакции
- 15.359
Meta под огнем в ЕС: как компания вымогает деньги у пользователей за конфиденциальность
1 марта, 2024Политика компании "плати или соглашайся" вызвала многочисленные споры с правозащитниками.
В Евросоюзе разгорается юридическая битва против корпорации Meta*. Группы защиты прав потребителей подают коллективные иски, стремясь использовать закон о защите данных для прекращения практики, при которой пользователи сталкиваются с выбором: либо согласиться на обработку своих данных в рекламных целях, либо оплатить подписку для отключения рекламы.
С конца 2023 года Meta — это американская технологическая компания, которая владеет и управляет такими продуктами и сервисами, как Facebook, Instagram, WhatsApp и другими.
Компания была основана в 2004 году Марком Цукербергом и его друзьями под названием TheFacebook, Inc., в 2005 году переименована в Facebook, Inc., а в 2021 году в Meta Platforms, Inc., чтобы «отразить свой фокус на создании метавселенной» — интегрированной среды, которая связывает все продукты и сервисы компании.
Meta является одной из самых ценных компаний в мире и одной из крупнейших публичных корпораций в США. Основной источник дохода компании — реклама на её платформах.
Meta начала внедрять в ЕС изменения, предлагая пользователям «продолжить использование Facebook и Instagram с рекламой» или перейти на платную подписку без рекламы. Данный шаг был предпринят в попытке соответствовать законодательству ЕС, однако вызвал недовольство защитников прав на конфиденциальность.
Например, организация None of Your Business NOYB - это некоммерческая организация, основанная в 2018 году в Вене, Австрия, адвокатом и активистом по защите данных Максом Шремсом. Основная цель NOYB - это защита частной жизни и прав потребителей в сфере цифровой технологии и интернета. Организация занимается расследованием и подачей судебных исков против крупных технологических компаний и интернет-сервисов в случаях нарушения законов о защите данных и частной жизни. NOYB также проводит образовательные мероприятия и информационные кампании, чтобы повысить осведомленность о вопросах, связанных с конфиденциальностью и безопасностью данных в интернете.
NOYB (None Of Your Business) утверждает, что Meta предлагает платить за наслаждение фундаментальными правами в рамках законодательства ЕС, и оспаривает эту практику с ноября 2023 года, утверждая, что согласие на обработку данных должно быть предоставлено бесплатно, а не как альтернатива платежу. В январе этого года NOYB также подала иск, в котором возражала против невозможности пользователей «свободно» отозвать согласие на обработку данных, которое они уже дали Facebook* или Instagram*.
Жалобы, поданные членами Европейской организации потребителей (European Consumer Organisation, BEUC), основываются на Законе о защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR — это регламент, введенный ЕС в 2018 году для того, чтобы дать пользователям больше контроля над своими личными данными. Он применяется ко всем организациям, которые обрабатывают личные данные жителей ЕС. Компании должны выполнять следующие требования:
- получать согласие пользователя на обработку персональных данных;
- предоставлять свободный доступ к данным;
- принимать меры безопасности;
- уведомлять соответствующие органы об утечках данных;
- назначать ответственного за организацию обработки персональных данных (DPO).
GDPR и утверждают, что модель «плати или соглашайся» нарушает принципы защиты данных, включая ограничение целей, минимизацию данных, справедливую обработку и прозрачность. Правозащитники утверждают, что у Meta нет законных оснований для обработки данных в рекламных целях, поскольку такое действие основывается на согласии.
Meta оспаривает обвинения, заявляя, что серьезно относится к своим обязательствам по регулированию и уверена в соответствии своих действий GDPR. Компания утверждает, что ее модель подписки без рекламы соответствует последним регуляторным разработкам и решениям высших европейских судов.
Иски против Meta становятся все более частыми, поскольку компания сталкивается с трудностями в соответствии с законодательством ЕС. В прошлом году компания была оштрафована на рекордные €1,2 млрд. за передачу данных жителей ЕС в США, что нарушает GDPR.
Не смотря на юридические баталии, финансовое состояние Meta не страдает: компания объявила о своей первой квартальной выплате дивидендов, заработав в 2023 году $131,9 млрд. из $134, 9 млрд. дохода от рекламы.