- Регистрация
- 12 Июн 2019
- Сообщения
- 1.862
- Репутация
- 527
- Реакции
- 1.069
Благодаря достижениям в области медицины средняя продолжительность жизни человека постепенно увеличивается. Правда, за это приходится платить свою цену: с возрастом учащаются случаи деменции и других нейродегенеративных заболеваний. Исследователи из НИУ ВШЭ и Нортумбрийского университета в Великобритании выяснили, что билингвизм может замедлить и смягчить ход возрастных изменений в человеческом мозге. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.
• С возрастом человеческий мозг начинает работать хуже: уменьшается общая скорость обработки информации, ухудшается кратковременная и эпизодическая память, снижается контроль над языковыми навыками, исполнительными и визуально-пространственными функциями. Этот процесс называется когнитивным старением. На нейронном уровне он проявляется в анатомических изменениях в сером и белом веществах в определенных отделах головного мозга.
• Однако скорость, с которой происходит старение, может быть разной, и зависит она от когнитивного резерва человека — способности мозга справляться с последствиями его повреждения и сохранять оптимальный уровень работы. Такой резерв формируется в течение жизни: в ответ на различные внешние стимулы мозг выстраивает нейронные сети, и чем их больше, чем они сложнее, тем больше когнитивный резерв и тем мягче будут происходить возрастные изменения. Уже доказано, что на когнитивный резерв влияют физические нагрузки, питание, карьера, тип досуга, уровень образования, социально-экономическое положение и некоторые другие факторы.
• Группа ученых из НИУ ВШЭ и Нортумбрийского университета в Великобритании решила выяснить, какой эффект на работу мозга в старшем возрасте оказывает билингвизм и как он соотносится с другими составляющими когнитивного резерва.
Для этого исследователи провели эксперимент, в котором приняли участие 63 человека старше 60 лет. Это были здоровые участники без признаков нейродегенеративных заболеваний. Все они хотя бы на начальном уровне владели вторым языком (в данном случае билингвизм понимается как способность говорить на двух языках, неважно, насколько свободно). Перед экспериментом все участники заполнили анкету, на основании которой можно было оценить их когнитивный резерв (вопросы касались семейного положения, уровня образования, профессии, социальных связей, занятий спортом и др.). Также испытуемые должны были указать, как давно они знают второй язык, как часто и где его используют и на каком уровне владеют.
• Участникам эксперимента предлагалось выполнить фланговую задачу Эриксена, которая традиционно используется для оценки концентрации внимания. Испытуемые видят ряд из пяти стрелок; центральная стрелка является ключевым стимулом. Боковые стрелки могут указывать в том же направлении, что и ключевой стимул, в обратном направлении, или вместо боковых стрелок могут быть другие объекты (например, квадратики). В качестве ответа испытуемый должен указать направление центральной стрелки, причем сделать это нужно как можно быстрее.
• Обычно в ситуации конфликта, когда центральная и боковые стрелки смотрят в разные стороны, человеку сложнее сконцентрироваться и дать правильный ответ. Однако билингвы легко справлялись с этой задачей. Чем дольше люди изучали второй язык и чем свободнее им владели, тем лучший результат они демонстрировали в эксперименте. При этом языковой уровень играл большую роль, чем продолжительность изучения. Исследователи объясняют этот результат тем, что билингвы в жизни постоянно сталкиваются с аналогичными ситуациями конфликта: они должны делать выбор и переключаться между двумя лингвистическими системами.
«Билингвизм, в отличие от других факторов, формирующих когнитивный резерв, уникален тем, что он присутствует в нашей жизни постоянно. Мы можем начинать и бросать занятия спортом, выбирать то одну, то другую диету, менять работу, но вот язык остается с нами всегда. Мы общаемся, смотрим фильмы, читаем книги, и наш языковой центр в голове постоянно работает, — рассказывает автор исследования, младший научный сотрудник НИУ ВШЭ Федерико Галло. — В этом эксперименте мы увидели интересный феномен: при высоком уровне владения языком зависимость между успешным решением конфликтных задач и другими составляющими когнитивного резерва исчезает».
• Знание двух и более языков улучшает работу мозга не только у здоровых людей, но и у людей с различными нейродегенеративными нарушениями (деменция, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, инсульт). В другой своей статье, опубликованной в журнале Frontiers in Human Neuroscience, Федерико Галло и его коллеги представили обзор последних исследований в области билингвизма и старения. Данные говорят о том, что у активных билингвов нейродегенеративные заболевания диагностируются на 5–7 лет позже, чем у монолингвов. Ученые полагают, что билингвизм улучшает работу не только исполнительной функции мозга, но и эпизодической, рабочей и семантической памяти и даже повышает общий уровень интеллекта.
«Сегодня не существует эффективных препаратов, которые позволили бы предотвратить или замедлить старение мозга. Разработка фармакологических средств требует огромных финансовых ресурсов. Поэтому поиск и исследование альтернативных, нелекарственных способов замедлить когнитивное старение должны стать приоритетным направлением в науке, — считает Галло. — В перспективе мы планируем изучить, как на работе мозга сказывается изучение близких и далеких языков».
Источник
• С возрастом человеческий мозг начинает работать хуже: уменьшается общая скорость обработки информации, ухудшается кратковременная и эпизодическая память, снижается контроль над языковыми навыками, исполнительными и визуально-пространственными функциями. Этот процесс называется когнитивным старением. На нейронном уровне он проявляется в анатомических изменениях в сером и белом веществах в определенных отделах головного мозга.
• Однако скорость, с которой происходит старение, может быть разной, и зависит она от когнитивного резерва человека — способности мозга справляться с последствиями его повреждения и сохранять оптимальный уровень работы. Такой резерв формируется в течение жизни: в ответ на различные внешние стимулы мозг выстраивает нейронные сети, и чем их больше, чем они сложнее, тем больше когнитивный резерв и тем мягче будут происходить возрастные изменения. Уже доказано, что на когнитивный резерв влияют физические нагрузки, питание, карьера, тип досуга, уровень образования, социально-экономическое положение и некоторые другие факторы.
• Группа ученых из НИУ ВШЭ и Нортумбрийского университета в Великобритании решила выяснить, какой эффект на работу мозга в старшем возрасте оказывает билингвизм и как он соотносится с другими составляющими когнитивного резерва.
Для этого исследователи провели эксперимент, в котором приняли участие 63 человека старше 60 лет. Это были здоровые участники без признаков нейродегенеративных заболеваний. Все они хотя бы на начальном уровне владели вторым языком (в данном случае билингвизм понимается как способность говорить на двух языках, неважно, насколько свободно). Перед экспериментом все участники заполнили анкету, на основании которой можно было оценить их когнитивный резерв (вопросы касались семейного положения, уровня образования, профессии, социальных связей, занятий спортом и др.). Также испытуемые должны были указать, как давно они знают второй язык, как часто и где его используют и на каком уровне владеют.
• Участникам эксперимента предлагалось выполнить фланговую задачу Эриксена, которая традиционно используется для оценки концентрации внимания. Испытуемые видят ряд из пяти стрелок; центральная стрелка является ключевым стимулом. Боковые стрелки могут указывать в том же направлении, что и ключевой стимул, в обратном направлении, или вместо боковых стрелок могут быть другие объекты (например, квадратики). В качестве ответа испытуемый должен указать направление центральной стрелки, причем сделать это нужно как можно быстрее.
• Обычно в ситуации конфликта, когда центральная и боковые стрелки смотрят в разные стороны, человеку сложнее сконцентрироваться и дать правильный ответ. Однако билингвы легко справлялись с этой задачей. Чем дольше люди изучали второй язык и чем свободнее им владели, тем лучший результат они демонстрировали в эксперименте. При этом языковой уровень играл большую роль, чем продолжительность изучения. Исследователи объясняют этот результат тем, что билингвы в жизни постоянно сталкиваются с аналогичными ситуациями конфликта: они должны делать выбор и переключаться между двумя лингвистическими системами.
«Билингвизм, в отличие от других факторов, формирующих когнитивный резерв, уникален тем, что он присутствует в нашей жизни постоянно. Мы можем начинать и бросать занятия спортом, выбирать то одну, то другую диету, менять работу, но вот язык остается с нами всегда. Мы общаемся, смотрим фильмы, читаем книги, и наш языковой центр в голове постоянно работает, — рассказывает автор исследования, младший научный сотрудник НИУ ВШЭ Федерико Галло. — В этом эксперименте мы увидели интересный феномен: при высоком уровне владения языком зависимость между успешным решением конфликтных задач и другими составляющими когнитивного резерва исчезает».
• Знание двух и более языков улучшает работу мозга не только у здоровых людей, но и у людей с различными нейродегенеративными нарушениями (деменция, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, инсульт). В другой своей статье, опубликованной в журнале Frontiers in Human Neuroscience, Федерико Галло и его коллеги представили обзор последних исследований в области билингвизма и старения. Данные говорят о том, что у активных билингвов нейродегенеративные заболевания диагностируются на 5–7 лет позже, чем у монолингвов. Ученые полагают, что билингвизм улучшает работу не только исполнительной функции мозга, но и эпизодической, рабочей и семантической памяти и даже повышает общий уровень интеллекта.
«Сегодня не существует эффективных препаратов, которые позволили бы предотвратить или замедлить старение мозга. Разработка фармакологических средств требует огромных финансовых ресурсов. Поэтому поиск и исследование альтернативных, нелекарственных способов замедлить когнитивное старение должны стать приоритетным направлением в науке, — считает Галло. — В перспективе мы планируем изучить, как на работе мозга сказывается изучение близких и далеких языков».
Источник