- Регистрация
- 12 Июн 2019
- Сообщения
- 1.862
- Репутация
- 527
- Реакции
- 1.069
"Богиня шарниров! — взывал к ней древнеримский писатель Овидий, восхваляя великую Кардею. — В ее власти открывать то, что закрыто, и закрывать то, что открыто".
В наши дни богиня Кардея, властительница дверей и всего, что висит на петлях, не пользуется особой популярностью, однако так было не всегда. По словам Оливера, в древнеримской религии она явно была чем-то большим, чем незначительное божество или талисман удачи, ведь входила в римский пантеон богов и имела собственную мифическую историю происхождения.
"Как и большинство биографий римских богов, ее история начинается с того, что бог Янус захотел с кем-то переспать. В качестве мишени Двуликий выбрал Кардею, которая не очень этого хотела, поэтому пообещала встретиться с ним в пещере, а сама попыталась сбежать, задействовав свою магическую способность исчезать, — пишет Марк Оливер. — План не сработал. Янус нашел ее, и… Римские мифы имеют тенденцию к, мягко говоря, неблагоприятному финалу для женщин".
Удовлетворив похоть, Янус заявил: "На память о нашем баловстве быть тебе управляющей петлями". Затем он наградил Кардею волшебной веткой боярышника и объявил, что ежегодно 1 июня люди должны есть в ее честь свинину и бобы – это, по-видимому, римляне считали лучшим способом заставить женщину чувствовать себя особенной.
"Сехримнир, боров, сварен! Лучший из беконов!" — гласит норвежская баллада "Эдда". Норвежцы знали, что без божественного бекона ни одна религия долго не протянет. "В конце концов не могли же они поклоняться богам, опустившимся до мусора, который едят смертные", — поясняет Оливер. Богам нужна была божественная пища, и Сехримнир вполне годился.
Самому вкусному вепрю во Вселенной была предначертана наихудшая жизнь. Только представьте: каждую ночь скандинавские боги варят и съедают его плоть. Бедного кабана будят своим приходом пьяные викинги, они же готовят его в чане с кипящей водой, устраивают по этому поводу шумную вечеринку. Животному приходится мириться с тем, что весь пантеон скандинавских богов рвет его на части, чтобы насытиться.
Каждое утро Сехримнир снова оживает, но его опять убивают. "Ужасная жизнь, — суммирует Оливер. — Но именно такую цену приходится платить за то, что в мире викингов ты оказался вкуснее других".
Согласно древним преданиям инну, коренных американцев, проживающих на территории современной Канады, духи разговаривают с живыми. Некоторые говорят через бубен, другие приходят к нам во снах. А один из них, Матшишкапой, общается с нами через флатус, он же метеоризм.
"Матшишкапой, по заверениям самих инну, говорил с ними "очень часто", особенно когда мужчины оставались одни, без женщин. Каждый выброс газов индейцы воспринимали как знак, который подавал им Матшишкапой", — утверждает Оливер.
Если божество давало о себе знать через кого-то, старшие члены общины должны были оббежать всех и точно передать, как именно звучало божественное послание. "Высказывания Матшишкапоя, как правило, загадочны и таинственны, — поясняет один из охотников-инну. — Чтобы понять, о чем идет речь, приходится серьезно сконцентрироваться".
Боги гомосексуальности присутствовали во многих религиях, но ацтеки настаивали на более узкой специализации. Им было недостаточно бога — покровителя гомосексуалов, им нужен был бог для геев, предлагающих секс за деньги. Так на свет появился Шочипилли.
Шочипилли — это нечто большее, чем бог-жигало. Он отвечает за несколько направлений. К примеру, его еще называют Принцем Цветов. Только "цветы" — не розы или ромашки, а то, что способно одурманить сознание. Статуи, на которых лицо Шочипилли выражает бессознательное состояние, обвивались психоактивными цветами и грибами. Так что он был не только покровителем геев-проституток, но и богом галлюциногенов.
"Боги испражнений тоже существовали", — уверяет Марк Оливер. Однако их было так много, что сложно выбрать какую-то одну религию. Дальше всех в этом вопросе продвинулась Япония — тамошние жители придумали целый пантеон богов и духов экскрементов.
У китайцев была Цзы-Гу ("Пурпурная дева"), богиня личных и общественных уборных. Женщины хранили ее изображение в туалете, ведь за эту преданность богиня могла отблагодарить их, ответив на любой вопрос.
Вавилоняне верили в мстительного Шед Бет а-Кисе. Любого, кто занимался сексом вблизи туалетов, этот повелитель отхожих мест наказывал эпилепсией.
Римляне поклонялись сразу двум божествам — Стеркулу, богу обычных удобрений, и Клоакине, богине канализационной системы.
Западноафриканский народ йоруба верил в Сапону, бога оспы. Ближе к концу ХІХ века у Сапоны был целый культ поклонения. "Они радовались его действиям сильнее, чем следовало бы", — отмечает Оливер.
Служители Сапона вымогали деньги у людей, угрожая проклясть их. Если кто-то отказывался платить, члены секты приходили в дом этого человека и растирали струпья оспы по лицу бунтаря. В качестве альтернативы порошкообразными струпьями натирались окна жилища.
Когда врачи начали вакцинировать население, служители Сапоны сочли своим священным долгом сорвать медицинскую инициативу. Они угрожали соплеменникам, отговаривали их от прививок. Кроме того, вели активные кампании по поддержанию вируса оспы в живых. До того как секту удалось ликвидировать, ее члены спровоцировали немало крупных эпидемий.
Термин стал одним из самых первых богов, созданных римлянами. Он бог ориентиров и камней, помещенных на пограничных линиях. Никто не имел права переходить ему дорогу.
"Эти камни назывались termini, сдвинув один из них, вы нарывались на серьезные неприятности, — пишет Оливер. — После этого каждый житель Рима имел законное право охотиться на вас с целью убить".
Скоропостижная смерть была лучшим, на что мог надеяться тот, кто посмел разозлить Термина. Надписи на камнях обещали сценарии и похуже: "Всякий, кто это заберет или прикажет забрать, пусть умрет, но только после уничтожения всей его семьи".
В произведениях искусства Тласолтеотль обычно изображается с коричневой каемкой вокруг рта. Она – божественный едок грязи. Правда, слово "грязь" в этом случае — не то, что вы видите под ногами, это эвфемизм. Тласолтеотль была поедательницей божественных экскрементов.
"Ацтеки верили, что Тласолтеотль — божественное существо, поедающее все отходы, включая разлагающиеся трупы, фрукты, овощи, и да, экскременты, — поясняет Оливер. — Она была владычицей разложения. Тем не менее немного странно, что ацтеки поклонялись богине, которая проводила свои будни за пожиранием фекалий".
Но не стоит судить ацтеков излишне строго. Они "наняли" эту же богиню и на "чистую" должность. Тласолтеотль считалась богиней паровой бани. Ей она, вероятно, пользовалась после тяжелого рабочего дня.
"Возможно, "бог перекрестков" звучит слишком ванильно, на самом деле Калфу — навевающее ужас божество", — уверяет Оливер. Это гаитянский Вуду, эквивалент Сатаны. Этот повелитель перекрестков скорее заставит вас бежать впереди паровоза, чем попросит дожидаться зеленого света.
Калфу — красный демонический зверь, который коротает время, попивая ром, настоянный на порохе. Он управляет злыми силами и духами ночи, а также контролирует прохождение духов в мир людей.
Столько ответственности в одни руки! Это делает Калфу уникальным. Выходит, когда гаитяне искали самых могущественных богов, они не рассматривали Землю, Солнце, Луну или моря. Они смотрели на перекрестки.
"Чтобы убедиться в том, что ничего не упустили, греки создали запасное божество на все случаи жизни", — пишет Оливер. Речь идет о Неизвестном Боге, иными словами, о боге всего, о чем забыли упомянуть. Он стал своего рода и. о. всего, что еще не было придумано.
Поклоняться этому божеству греки начали после того, как Афины подкосила чума. Кому бы из богов они ни молились, сколько бы животных ни принесли в жертву, чума не отступала. Люди не знали, как быть. А потом они сменили тактику: построили алтарь-жертвенник посреди поля, отгоняли туда стада овец и приносили их в жертву в надежде, что этот акт успокоит бога того, о чем они никогда не слышали. Источник