- Регистрация
- 12 Июн 2019
- Сообщения
- 1.872
- Репутация
- 702
- Реакции
- 1.348

Исследования показывают: даже когда мы изучаем мир без цели, наш мозг всё равно готовится к будущим задачам.
Когда мы говорим об обучении, почти всегда подразумеваем, что для этого нужна причина: награда, польза, конкретная цель. Мы учим правила, чтобы сдать экзамен, осваиваем маршрут, чтобы быстрее добраться до работы, читаем инструкцию, чтобы собрать мебель. Даже когда кажется, что мы что-то делаем просто так — обычно где-то в глубине всё равно сидит мотивация.
И действительно: если наблюдать за мозгом, можно увидеть, как в нём формируются новые связи. Нейроны перестраиваются, когда обучение приносит пользу — например, когда крыса находит в лабиринте еду. Визуальные нейроны начинают активнее реагировать на элементы местности, связанные с угощением, и постепенно мозг выстраивает карту, где что лежит.
Но что происходит, если никакой цели нет? Если мозг просто «гуляет»?
Учёные из Медицинского института Говарда Хьюза решили это проверить. В их экспериментах мыши бегали по лабиринтам, где на стенах с помощью виртуальной реальности создавались разные текстуры и сопровождались звуками. Иногда в этих «норах» действительно пряталось угощение. У исследователей была возможность наблюдать за активностью десятков тысяч нейронов — от первичных зрительных до более сложных, отвечающих за восприятие и обработку сложных визуальных образов.
Как и ожидалось, когда у мышей была цель (например, найти еду), их нейронные цепочки перестраивались: мозг учился, выделял ключевые ориентиры и лучше запоминал, где что находится.
Но самое интересное началось, когда мыши просто гуляли без цели. Оказалось, что нейроны реагировали и перестраивались почти так же, как при целенаправленном обучении. Мозг активно учился даже тогда, когда учиться, казалось бы, было не зачем.
Правда, в одном нюансе учёные заметили разницу: при бесцельных прогулках и при целенаправленных задачах в работу включались разные участки высших зрительных зон мозга. Но сами процессы — активация и перестройка нейронных цепей — шли очень похожим образом.
Более того, если мыши сначала просто бродили по виртуальному лабиринту, а потом им предлагали пройти его уже ради угощения, они справлялись с задачей гораздо лучше, чем те, кто сразу начинал учиться ради награды. То есть «праздные» прогулки фактически готовили мозг: он как бы создавал задел на будущее, даже не подозревая, что эти знания пригодятся. Результаты исследования опубликованы в Nature.
В общем, идея проста, но важна: мозг учится всегда — даже когда нам кажется, что мы просто смотрим по сторонам. Это напоминает, как мы запоминаем, что где находится в парке, даже если гуляем без конкретной цели. А возможно, то же самое происходит, когда мы листаем книжку или смотрим фильм «просто так» — информация всё равно где-то оседает и однажды может пригодиться.
Кстати, исследования в похожей области уже показывали, что рассеянность и даже «витание в облаках» могут быть полезны. У детей, например, такая естественная невнимательность помогает быстрее адаптироваться к меняющимся условиям. А у взрослых, как выяснилось, даже автоматические, почти бессознательные действия задействуют в мозге целую сеть — так называемую дефолтную сеть — которая раньше считалась «фоновым» режимом.
И это хорошо перекликается с другим открытием: мозг способен учиться даже без награды, просто благодаря внутренней активности нейромедиаторов — таких как дофамин и ацетилхолин.
Кажется, наш мозг гораздо менее ленив, чем мы о нём думаем. Даже когда мы «ничего не делаем», он продолжает обучаться — на всякий случай.